Введение в Web-дизайн. Веб дизайн — введение Моя фотография на пляже в Сочи

Пособие может использоваться для стационарного и дистанционного обучения при изучении следующих дисциплин: Программирование на языке высокого уровня. Человеко-машинное взаимодействие. Объектно-ориентированное программирование.
Основное внимание в пособии уделено языку программирования HTML, технологии CSS, языку программирования JavaScript, графическому редактору Adobe Photoshop, технологии мультимедиа.
К учебному пособию прилагается электронный учебник на компакт-диске, который содержит теоретический материал, примеры реализации различных задач (учебный сайт) и практическую часть (задания, контрольные вопросы и методические указания на выполнение лабораторных работ). Кроме того, на диске находится тестирующая программа, с помощью которой преподаватель может быстро и объективно оценить степень усвоения материала.
Любопытной особенностью электронного учебника является то, что каждый раздел сопровождается спокойной инструментальной музыкой, создающей хорошее настроение.
Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности 220400 (230105) - Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Наличие электронного учебника позволяет педагогам просто решить проблему тиражирования методических указаний.
Книга незаменима для всех начинающих изучать Web-дизайн.

1. Глобальные вычислительные сети.

Глобальные сети (как и локальные) состоят из компьютеров, соединенных каналами связи. Глобальные вычислительные сети (ГВС) всего мира объединены между собой с помощью Интернета.
Для работы в ГВС пользователю необходимо иметь соответствующее аппаратное и программное обеспечение. В простейшем случае из аппаратных средств нужно дополнительно установить модем, с помощью которого осуществляется связь по телефонной линии (например, из квартиры). Заметим, что современные ЭВМ оснащены сетевыми картами, и при подключении к сети но выделенному каналу не нужны дополнительные аппаратные средства.
Программное обеспечение делится на два класса:
программы-серверы, размещенные на том узле сети, который обслуживает компьютер пользователя;
программы-клиенты, которые находятся на компьютере пользователя и пользуются услугами сервера.
Глобальные сети предоставляют пользователям разнообразные услуги. ГВС позволяют работать с распределенными базами данных, обмениваться письмами с помощью электронной почты, сообщениями с помощью телеконференций, беседовать в реальном масштабе времени, пересылать файлы и т. д. Каждая услуга (иногда говорят: служба, сервис) работает по определенным правилам (протоколам).

Введение
1. Глобальные вычислительные сети
2. Способы подключения к Internet
3. Коммутация каналов, сообщений и пакетов
4. Протоколы, службы, услуги
5. Браузеры
6. Поисковые системы и каталоги
7. Основные понятия Web-дизайна
8. Структура Web-страницы
9. Сетевые технологии Web-дизайна
10. Язык HTML
10.1. Форматирование текста
10.2. Таблицы
10.3. Графика
10.4. Гиперссылки
10.5. Метатеги
10.6. Карты-ссылки
10.7. Мультимедиа
10.8. Фреймы
10.9. Каскадные таблицы стилей CSS
11. Язык JavaScript
11.1. Порядок запуска скриптов
11.2. Методы ввода информации
11.2.1. Ввод информации с помощью метода соп-firm()
11.2.2. Ввод информации с помощью метода promt()
11.2.3. Ввод информации с помощью текстового поля
11.2.4. Ввод и вывод информации с помощью текстовой области tcxtarca
11.2.5. Интерактивные формы
11.3. Методы вывода информации
11.3.1. Вывод информации с помощью метода alert()
11.3.2. Вывод информации с помощью метода write()
11.3.3. Вывод информации с помощью текстового поля
11.3.4 Вывод информации с помощью созданных окон
11.4. События
11.5. Арифметические операции
11.6. Логические операции и операции сдвига
11.7. Операции со строковыми переменными
11.7.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
11.8. Математические функции и константы
11.9. Регулярные циклы
11.10 Операторы условной передачи управления if-else(cond) и switch(x)
11.11 Примеры скриптов
11.11.1 Анимация в строке-заголовке браузера
11.11.2 Кнопка с подсветкой
11.11.3 Реализация итерационных циклов
Приложение 1: Перечень лабораторных работ и заданий, размещенных на оптическом диске
Приложение 2: Порядок запуска тестирующей программы
Приложение 3: Сайт «Самара сия - сама Россия»
Заключение
Список литературы

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Введение в Web-дизайн, учебное пособие, Алексеев А.П., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Человек, который просмотрел много сайтов в интернете с различного вида версткой, структурой и оформлением, после поверхностного изучения принципов работы в графических редакторах, как правило, вначале приходит к ошибочному мнению, что веб дизайн — это не что иное, как отображение на страницах сайтов личного вкуса. Кажется, что создать дизайн — дело несложное, и достаточно лишь освоить несколько графических редакторов для получения не пыльной и творческой профессии, приносящей хороший доход. К сожалению, этому заблуждению подвержены многие новички. Эта профессия не является легкой и перспективной заменой любой другой профессии. В этом деле не так все просто.

В самом понятии слова «дизайн » заключено определение, что создавать дизайн, это значит заниматься, прежде всего, художественным конструированием. Не смотря на большую долю творчества, эта занятие подвластно определенным строгим законам и правилам, по сути, это проектирование.

Дизайн — серьезная сфера деятельности, имеющая несколько областей: графический дизайн, рекламный дизайн, промышленный и т.д. Веб дизайн считается одним из видов дизайна графического. Поэтому, если поставлена цель научится качественно оформлять страницы, то обязательно нужно вначале изучить графический дизайн.

Путь в веб дизайнеры

Если вы серьезно хотите стать профи в веб дизайне, то предварительно обязательно изучить законы и основы графического дизайна. Настоящих профи, теоретически и практически освоивших графику до мельчайших деталей среди веб дизайнеров встретить сложно. Реально, многие дизайнеры, которые работают в студиях, выполняют сравнительно низкобюджетные работы, поэтому действительно сложных графических элементов в таких работах нет.

Сейчас в интернете уже доступно на фотостоках и фотобанках просто громадное количество заготовленных изображений и мелких элементов, а вся работа подобных дизайнеров заключается в грамотной компоновке этих составляющих, подгонке готовых изображений и лого через редакторы. Это связано с тем, что в русскоязычном сегменте интернета сейчас почти нет заказчиков с бюджетами, например в 1000$ на один только дизайн, поэтому требования чаще всего относительно невысоки. Как пример, использовал дизайнер заготовки из интернета, подогнал под просьбы заказчика, получил оплату, например 100$, и все это без претензий на большую творческую работу. Однако, если ставится цель действительно выполнять более серьезные работы и за гораздо большие деньги, то для этого нужно пройти серьезную учебу , а свои работы продавать куда-то за границу, например заказчикам из Европы или США.

В российских художественных ВУЗах графический дизайн изучают на протяжении всего обучения — 5-6 лет. При устройстве в ВУЗ уточните про наличие в курсе обучения предмета веб дизайн. Однако главное понимать, что специфический ВУЗ — это не единственный метод обучения дизайну. Конечно, диплом престижного ВУЗа может иметь значение при приеме на работу, но большее значение может иметь собственное портфолио работ. Поэтому кроме обучения стоит уделить внимание созданию своего портфолио.

Кроме обучения в ВУЗах существуют специальные курсы , однако без определенных базовых знаний, толку от них может не быть.

Самообразование — еще один способ научится веб дизайну. Но без грамотного руководителя это крайне сложно. Это длительный путь экспериментов и ошибок на собственных работах и сайтах. Пойдя эти методом обучения нужно смотреть, как делают профи, пытаться рисовать сайты для своих знакомых, участвовать в разных конкурсах. Такой путь крайне сложен, так как чисто статистически небольшое число людей имеет необходимую усидчивость, выдержку, наблюдательность и обучаемость для подобного самообразования.

Обучившись многим навыкам, стоит попробовать устроится дизайнером , даже на небольшую ставку, ради практического опыта.

Что представляет собой графический дизайн

Это направление имеет много способов применения: разработка шрифтов, создание наружной или полиграфической рекламы, книжный дизайн, фирстиль и т.п. Графический дизайн — востребованная область, и разные работы для разных целей создаются по тем же законам и принципам. Приступив к изучению графического дизайна, вы постигнете знания колористики, типографики, пространства, формообразования и т.п. На изучение всего нужен не один год.

Кроме теории обязательно доскональное изучение основных графических редакторов и графических устройств.

Для создания разных частей дизайна нужны разные инструменты. Например, при создании архитектуры сайта, создания структуры, можно использовать и простой бумажный листок с карандашом, а для создания дизайна может хватить и фотошопа, что явно недостаточно для более сложных элементов.

Основные отличия графического и веб дизайна

Главные отличия заключаются в технических моментах. Например, полиграфист при создании наружной рекламы не разрабатывает выставочный стенд, так как не знает особенностей данного направления. А веб-дизайнер не создаст высокого качества полиграфическую продукцию, так как не знаком с основами печатных процессов. Но основа у этих областей общая.

Главной задачей веб-дизайнера является проектирование пользовательского интерфейса с максимальным удобством для пользователя при просмотре сайта. Кроме того, создается рекламный продукт под определенную задачу.

Для создания удобного рекламного продукта должно быть тонкое понимание принципов и механизмов работы в интернете, уверенное владение компьютером. К примеру, существуют разные разрешения монитора, после дизайнера работу над сайтом ведут оптимизаторы, верстальщики и программисты. Веб дизайнер в своей работе обязан все это учитывать, а значит планировать, учитывая дальнейшую работу над сайтом и иметь общее представление о верстке, оптимизации и программировании.

Именно поэтому профессия веб-дизайнера не так проста, как кажется на первый взгляд.

М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008. - 192 с. (Серия "Библиотека студента")

Пособие может использоваться для стационарного и дистанционного обучения при изучении следующих дисциплин: Программирование на языке высокого уровня, Человеко-машинное взаимодействие, Объектно-ориентированное программирование.

Основное внимание в пособии уделено языку программирования HTML, технологии CSS, языку программирования JavaScript, графическому редактору Adobe Photoshop, технологии мультимедиа.

К учебному пособию прилагается электронный учебник на компакт-диске, который содержит теоретический материал, примеры реализации различных задач (учебный сайт) и практическую часть (задания, контрольные вопросы и методические указания на выполнение лабораторных работ). Кроме того, на диске находится тестирующая программа, с помощью которой преподаватель может быстро и объективно оценить степень усвоения материала.
Любопытной особенностью электронного учебника является то, что каждый раздел сопровождается спокойной инструментальной музыкой, создающей хорошее настроение.

Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности 220400 (230105) - Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Наличие электронного учебника позволяет педагогам просто решить проблему тиражирования методических указаний.
Книга незаменима для всех начинающих изучать Web-дизайн.

Формат: djvu

Размер: 5 ,7 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Глобальные вычислительные сети 6
2. Способы подключения к Internet 11I
3. Коммутация каналов, сообщений и пакетов. 13
4. Протоколы, службы, услуги 15
5. Браузеры 18
6. Поисковые системы и каталоги. 24
7. Основные понятия Web-дизайна 31
8. Структура Web-страницы 37
9. Сетевые технологии Web-дизайна 39
10. Язык HTML 46
10.1. Форматирование текста 51
10.2. Таблицы.. 55
10.3. Графика 61
10.4. Гиперссылки 67
10.5. Метатеги 71
10.6. Карты-ссылки 73
10.7. Мультимедиа 77
10.8. Фреймы 81
10.9. Каскадные таблицы стилей CSS 85
11. Язык JavaScript 91
11.1. Порядок запуска скриптов 95
11.2. Методы ввода информации 98
11.2.1. Ввод информации с помощью метода соп-firmO 99
11.2.2. Ввод информации с помощью метода promt().. 101
11.2.3. Ввод информации с помощью текстового поля 103
11.2.4. Ввод и вывод информации с помощью тексто¬вой области textarca 106
11.2.5. Интерактивные формы 108
11.3. Методы вывода информации 124
11.3.1. Вывод информации с помощью метода alert() 125
11.3.2. Вывод информации с помощью метода write() 126
11.3.3. Вывод информации с помощью текстового поля 127
11.3.4 Вывод информации с помощью созданных окон 129
11.4. События 132
11.5. Арифметические операции., 141
11.6. Логические операции и операции сдвига 143
11.7. Операции со строковыми переменными. 147
11.7.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую 150
11.8. Математические функции и константы 152
11.9. Регулярные циклы 158
11.10 Операторы условной передачи управления if-else(cond) Hswitch(x) 160
11.11 Примеры скриптов 167
11.11.1 Анимация в строке-заголовке браузера 168
11.11.2 Кнопка с подсветкой 169
11.11.3 Реализация итерационных циклов 171
Приложение 1: Перечень лабораторных работ и заданий, размещенных на оптическом диске 174
Приложение 2: Порядок запуска тестирующей программы 176
Приложение 3: Сайт «Самара сия - сама Россия»
Заключение 180
Список литературы 181

Введение в Web дизайн

  • Что такое web-дизайн?
  • Зачем это нужно?
  • Необходимый инструментарий
  • Основные «постулаты» web-дизайна
  • Технологии web-дизайна
  • Логическая и физическая структура сайта
  • Заглавная страница
  • Динамическая и статическая компоновка сайта
  • Статическая компоновка страницы
  • Динамическая компоновка страницы
  • Элементы web-страницы
  • С чего начать?

Что такое web-дизайн?

Любой ресурс, опубликованный во Всемирной сети, от глобального информационного портала с десятками тысяч посетителей в день до скромной домашней странички, куда заходят всего два человека в месяц, включая ее автора, это прежде всего художественное произведение, сложный комплекс инженерно-дизайнерских решений. Процесс создания такого произведения и называется web-дизайном.

Web-дизайн - это творчество, причем творчество ярко выраженное. Именно в сфере web-дизайна вы можете полностью проявить все свои способности, ведь здесь цензором результатов вашего труда являетесь вы сами и посетители вашей странички. Никто не ограничивает вас ни в объеме, ни в содержании, ни в компоновке разрабатываемого вами ресурса, никто не загоняет вас в какие-либо жесткие рамки. Творите, и рано или поздно созданный вами проект найдет заслуженное признание многомиллионной аудитории пользователей Интернета.

Стартовая страница раздела;моя семья

Рассказ о моей жене

Рассказ о моем сынишке

Моя фотография на пляже в Сочи

Из всего сказанного становится очевидным, что физическая структура сайта скрыта от посетителей вашего ресурса: они могут наблюдать только логическую структуру, причем именно так, как она представлена при помощи элементов навигации. Отсюда следует вполне логический вывод: строение системы навигации должно если не полностью повторять, то хотя бы максимально соответствовать разработанной вами логической структуре сайта.

Заглавная страница

Один из критериев, руководствуясь которым можно разделить различные web-сайты на две основные категории, - это наличие заглавной страницы (splash)или отсутствие таковой.

Заглавная страница представляет собой html-документ, который не включает всебя какую-либо содержательную информацию и элементы навигации. Файлу заглавной страницы присваивается имя index.html, при этом стартовая страница называется иначе и вызывается посредством организации гиперссылки.с за- главной страницы, загружающейся при обращении к сайту первой. Заглавная страница содержит, как правило, логотип компании-владельца данного ресурса, счетчик посещений и предложение выбора кодировки кириллицы, либо вы- бора между английской и русской версиями сайта. Пример web-ресурса, оснащенного такой страницей, показан на рис. 3.2.

При обращении к сайтам, не оснащенным заглавной страницей, первой отображается стартовый документ, включающий какое-либо информационное наполнение, элементы навигации и иногда анонсы составляющих данный ресурс тематических рубрик. На рис. 3.3 показан пример сайта, не оснащенного заглавной страницей.

Использовать или не использовать заглавную страницу при создании собственного проекта в сети Интернет - дело вкуса каждого web-мастера. Дать какие-либо исчерпывающие рекомендации на этот счет трудно, поскольку окончательное решение зависит прежде всего от ваших художественных предпочтений ииногда - от желания заказчика, оплачивающего вашу работу.

Динамическая и статическая компоновка сайта

Современные видеокарты поддерживают несколько произвольно устанавливаемых видеорежимов, характеризующихся экранным разрешением и количеством цветов, используемых при отображении информации на экране компьютера. С помощью встроенных функций операционной системы пользователь может установить несколько стандартных значений экранного разрешения, например 640x480, 800x600, 1024x768, 1152x864, 1280x1024 или 1600x1200 точек. Разумеется, при открытии в одном и том же броузере какой-либо web-страницыона может отображаться не одинаковым образом в зависимости от используемого посетителем сайта экранного разрешения.

Для того чтобы избежать съезжания элементов html-документа друг относительно друга и, как следствие, деформации web-страницы в целом при изменении параметров экрана, применяется достаточно простой и действенный прием: все компоненты web-страницы заключаются в соответствующие ячейки невидимой таблицы, при этом каждому объекту назначается одно, строго определенное положение. Таким образом, появляется второй критерий, по которому можно разделить все существующие web-сайты на две условные категории. Данной таблице можно назначить строго определенную ширину в пикселах, например, 640 точек, после чего жестко позиционировать ее по центру экрана или прижать к левому его краю. Такой вариант компоновки сайта можно назвать статическим, поскольку ширина таблицы не меняется в зависимости от экранного разрешения. Разумеется, при изменении параметров экрана не происходит ни малейшего смещения элементов дизайна страницы.

Иной подход - когда ширину невидимой таблицы, содержащей фрагменты web-страницы, задают в процентах от текущей ширины экрана. При увеличении экранного разрешения таблица растягивается по горизонтали, и все размещенные в ее ячейках элементы, позиционированные либо по центру, либо по краям столбцов, смещаются согласно установленному алгоритму. В силу того, что параметры таблицы изменяются в зависимости от настроек экрана, такой принцип компоновки html-документа можно назвать динамическим. И тот и другой подход обладает как достоинствами, так и недостатками, которые перечислены ниже.

Статическая компоновка страницы

Достоинства. Простота алгоритма верстки документа. Оптимизировав страницу для отображения с экранным разрешением 640x480 точек, вы можете быть уверены, что при изменении пользовательских экранных настроек элементы дизайна не поплывут. Кроме того, данный вариант компоновки сайта в большинстве случаев (при соблюдении ряда дополнительных условий) позволяет добиться идентичности отображения html-документа в броузерах MicrosoftInternet Explorer и Netscape Navigator.

Недостатки. При отображении документа на компьютере с высоким экранным разрешением по краям экрана или с правой его стороны остается заметное пустое поле.

Динамическая компоновка страницы

Достоинства. Документ растягивается по всей ширине экрана, не остается не- использованных пустых полей.

Недостатки. Сложность верстки и отладки страницы, весьма часто проявляется неадекватность отображения таких документов в броузерах Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator.

ПРИМЕЧАНИЕ Используемые в командах HTML значения пикселов (условных точек)подразумевают физические размеры точки экрана пользователя и зависят от типа его монитора.

Примеры реализации сайтов со статической и динамической компоновкой страниц приведены на рис. 3.4 и 3.5. Данные изображения сделаны с фиксированным экранным разрешением 800x600 точек.

Элементы web-страницы

Любая web-страница содержит определенный набор стандартных элементов, являющихся обязательными компонентами каждого ресурса Интернета. Безусловно, ассортимент и количество подобных объектов могут варьироваться в зависимости от тематической направленности сайта, объема опубликованных на нем материалов, а также от целей и задач, которые ставит перед собой создатель данного ресурса. Компоновка таких элементов, проектирование их взаимного расположения и составляет одну из главных задач web-мастера.

Первым элементом web-страницы, который нам предстоит рассмотреть, является ее заголовок. Он может быть выполнен как в текстовом, так и в графическом варианте, однако и в том и в другом случае он должен располагаться в верхней части документа. Иногда с заголовком совмещают меню выбора кодировки кириллицы и кнопки для перехода с русскоязычной на англоязычную версию сай- та, если данный web-ресурс представлен на двух языках. Непосредственно подзаголовком документа, как правило, располагается пространство, отведенное для размещения рекламного баннера. Включение баннера именно в верхнюю часть web-страницы в большинстве случаев является обязательным условием регистрации сайта в службах баннерного обмена - системах, рекламирующих созданный вами ресурс в обмен на показ на страницах вашего сайта рекламы других участников баннерообменной сети. Стандартный размер баннеров, публикуемых под заголовком документа, составляет обычно 468x60 точек. Если вы используете статический принцип компоновки страницы, ширина заголовка вашего документа будет составлять приблизительно 640 пикселов: это значение обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечить корректное отображение документа на мониторах с экранным разрешением 640x480 точек и избежать появления горизонтально полосы прокрутки, затрудняющей его просмотр. Очевидно, что ширина баннера в этом случае будет значительно меньше ширины заголовка, благодаря чему в той части страницы, где вы планируете отвести место под рекламу, образуется незанятое пространство, которое можно заполнить логотипом компании-владельца данного сайта или ссылкой на сервер, осуществляющий web-хостинг. Разумеется, логотип необходим далеко не всегда: как правило, он включается в состав web-страницы лишь в случае, если сайт имеет коммерческую направленность.

Основную часть документа занимает так называемое текстовое поле - участок, где и размещается смысловое наполнение страницы: содержательный информационный текст и иллюстрации. Перечисленные элементы еще называют кон-тент (от англ, content - содержание). Расположение текстового поля зависит в первую очередь от того, каким образом web-дизайнер разместит остальные элементы документа.

Следующей обязательной составляющей частью web-страницы являются элементы навигации - гиперссылки, связывающие данный документ с другими разделами сайта. Элементы навигации могут быть выполнены в виде текстовых строк, графических объектов, то есть кнопок, либо активных компонентов, на- пример Java-апплетов. Последние представляют собой те же кнопки, которые, в отличие от своих традиционных сестер, умеют реагировать на движения мыши, выполняя при наведении на них курсора какие-либо несложные действия (включение подсветки, создание эффекта нажатия, изменение формы и т. д.). Как я уже упоминал в разделе Основные "постулаты" web-дизайна,располагать элементы навигации следует таким образом, чтобы они всегда были на виду, под рукой, то есть так, чтобы пользователю не приходилось отматывать страницу назад, если текстовое поле занимает по высоте несколько физических экранов, после чего подолгу искать ссылки на другие разделы. Наиболее устоявшимся подходом является размещение элементов навигации у левой границы страницы.

В нижней части документа принято публиковать информацию о разработчиках сайта и адрес электронной почты, по которому посетители ресурса могут направить владельцам странички свои отклики, предложения и пожелания. Если web-страница является стартовым документом, в нижней ее части также размещают счетчик посещений - небольшой сценарий, вызывающий установленный на сервере CGI-скрипт, который фиксирует каждое открытие документа в броузере пользователей, изменяя значение индикатора счетчика. Благодаря этому web-мастер без труда определит количество посетителей, навестивших его страничку в течение какого-либо времени. Отмечу, что счетчик посещений устанавливается только на первой странице, вызываемой при обращении к сайту, в остальных документах ресурса он отсутствует. Не рекомендуется также размещать на одной странице несколько разных счетчиков.

Итак, мы разобрали все основные компоненты web-страницы и их возможное расположение относительно друг друга.

На практике часто встречаются web-сайты, в дизайне которых элементы навигации позиционированы по правой границе экрана. В этом случае текстовое поле смещается налево, остальные компоненты документа располагаются, исходя из принципа максимальной эстетичности их сочетания.

Как видно из рисунка, логотип в этом случае помещен на один уровень с заголовком документа, а рекламный баннер позиционирован относительно центра страницы. При таком подходе рекомендуется выдерживать графическое оформление заголовка, логотипа и поля для размещения рекламы в едином цветовом и художественном стиле - тогда несимметричность положения данных объектов будет не столь очевидна и не станет резать глаз сторонникам строгой, табличной эстетики дизайна.

Элементы навигации можно разместить не только вблизи правой и левой границ страницы, но и в верхней части документа. Такой вариант компоновки наиболее подходит, на мой взгляд, при создании домашних страничек: в этом случае все объекты страницы гармонично вписываются в заданную ширину невидимой таблицы, при этом подготовка самой таблицы значительно упрощается. Единственным недостатком подобного подхода является необходимость продублировать элементы навигации в нижней части документа, поскольку при вертикальной прокрутке страницы они исчезают за верхней границей экрана, и, чтобы добраться до них, пользователю придется отматывать экран назад, что, согласитесь, весьма неудобно.

Безусловно, все, что было сказано в данном разделе, является не панацеей, а руководством к действию. Я пытаюсь изложить лишь общие принципы, которые применяются при компоновке структуры сайта, окончательное же решение всегда остается за web-мастером. В конечном счете, какой бы дизайн вы не заложили в основу своего будущего проекта, результат ваших трудов все равно будет правильным: в Интернете нет ни цензуры, ни каких-либо регламентов, за- гоняющих создателя сайта в те или иные жесткие рамки. Примером дизайнерского решения, не попадающим ни в одну из указанных выше категорий, может служить так называемая смешанная компоновка

Как видно из рисунка, в данном примере часть управляющих элементов встроена непосредственно в заголовок страницы - речь идет о кнопках переключения между русской и английской версиями сайта, а также о кнопках навигации: это может быть ссылка на адрес электронной почты создателей ресурса, продублированная в нижней части документа, и ссылка на один из тематических разделов, например, страницу новостей. Основной блок элементов навигации позиционирован относительно левой границы документа, однако меню выбора кодировки кириллицы расположено непосредственно под рекламным баннером в верхней части страницы. Текстовое поле разделено на две несимметричные колонки, причем в правой размещены краткие анонсы составляющих ресурс тематических рубрик, включая ссылки на эти разделы.

Очевидно, что вариантов смешанной компоновки web-страницы может быть великое множество: конкретные решения зависят от количества составляющих ресурс разделов, объема подготовленного для размещения на сайте текста и, наконец, от фантазии самого дизайнера. Важно лишь, чтобы внешний вид сайта не вызывал нареканий у посетителей. В конце концов, только вы как разработчик, вы и никто другой, вправе проявить все свои способности и таланты и скомпоновать страницу по собственному вкусу. Создатели некоторых домашних страничек, не мучаясь сомнениями, размещают счетчик посещений в верхнем правом углу документа, название сайта пишут мелким убористым шрифтом и публикуют его под рекламным баннером, а элементы навигации почему-то неожиданно обнаруживаются прямо в середине текстового блока, между рассказом о себе и фотографиями любимой собаки автора проекта. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Но лично мне эта болезнь кажется неизлечимой.

С чего начать?

Настало время перейти к практическим аспектам web-дизайна. И наиболее насущный вопрос, который возникает обычно при создании первого самостоятельного проекта, вынесен в заголовок этого раздела. Итак, с чего начать? Разумеется, с начала.

Первое, что необходимо сделать, прежде чем браться за разработку любого web-сайта, это заварить чашку крепкого ароматного кофе или чая, сесть за стол и хорошенько подумать. Я не шучу. Подумать следует о целях, которые вы ставите перед собой, создавая новый проект. От выбора целей будут зависеть методы их достижения, в том числе и сам дизайн. От правильной постановки задач будет зависеть успех всего предприятия. Вы хотите домашнюю страничку? Замечательно. Возьмите ручку, лист бумаги и прикиньте, какие тематические разделы должно включать ваше будущее творение, о чем именно вы хотели бы рассказать с его помощью прогрессивной общественности. Вы решили создать некоммерческий информационный сайт? Прекрасно. Определитесь, чему он будет посвящен. Если это развлекательный проект, после того как вы придумаете перечень соответствующих рубрик (например, анекдоты, карикатуры или юмористические рассказы), необходимо подобрать для него подходящее дизайнерское решение, более или менее отвечающее содержанию. У посетителей, скорее всего, вызовет легкое недоумение развлекательный проект, выполненный в стиле серьезного информационного или новостного портала. Быть может, вы хотите опубликовать ресурс, посвященный приготовлению домашних вин? Прогуляйтесь по Интернету, посмотрите, что уже создали ваши коллеги, какие разделы есть на аналогичные сайтах, оцените, какой информации на них не хватает, а какой - наоборот, переизбыток, как эта информация подается потребителю, скучно ее читать или, наоборот, интересно и увлекательно.

У вас возникла необходимость разработать коммерческий сайт? В этом случае и перечень тематических разделов, и окончательное решение относительно при- меняемых вами дизайнерских приемов, таких как использование корпоративных цветов, специальных шрифтов или кнопок, стилизованных под общую концепцию проекта, будет принимать, скорее всего, заказчик сайта. Однако в любом случае вам придется предоставить ему несколько пробных вариантов, так называемых дизайн-проектов, показывающих возможные реализации будущего ресурса. Обратитесь к сайтам конкурирующих организаций, отечественных и зарубежных, посмотрите, какие рубрики составляют их web-сайт, какие данные предлагаются в каждом тематическом разделе.

После того как вы определились с количеством, названиями и содержанием всех разделов своего проекта, можно переходить к следующему этапу создания сайта - проектированию его логической и физической структуры. Необходимо помнить, что и список рубрик, и количество представленных в них материалов, да и содержимое самих документов будет, скорее всего, неоднократно изменяться и дополняться. Какие-то разделы будут со временем удалены за ненадобностью, какие-то - наоборот, добавлены, какие-то web-страницы вы посчитаете уже неактуальными, а какой-то документ, напротив, необходимо будет переработать заново. Логическая и физическая структуры вашего проекта должны отвечать подобным требованиям мобильности, у вас не должно возникать ни малейших проблем с организацией или реорганизацией гиперсвязей внутри проекта, если какой-либо составляющий его документ вдруг перестанет существовать. У вас не должно также появляться необходимости переделывать дизайн всех web-страниц при добавлении в состав проекта новой рубрики только потому, что существующие гиперссылки не позволяют внести такие изменения, а новую кнопку навигации уже некуда впихнуть. Подробно продумайте все гиперсвязи между страницами ресурса, разработайте структуру директорий и поддиректорий, в которые вы будете размещать документы. Только после этого можно обратиться непосредственно к вопросам дизайна.

Прикиньте и зарисуйте компоновку ваших будущих web-страниц. Карандашом. На бумаге. Учтите, что если логическая структура вашего сайта подразумевает наличие стартовых страниц разделов, или, как их еще называют, индексных файлов, дизайн этих страниц, а также стартового документа самого сайта будет, скорее всего, несколько отличаться от дизайна составляющих рубрику информационных страниц. Индексные файлы содержат обычно ссылки на документы, составляющие данную рубрику, иногда - краткие анонсы этих документов. Основное содержание самих информационных страниц составляет информационный текст и, по мере необходимости, иллюстрации.

Представив общую компоновку web-страниц, продумайте структуру невидимой таблицы, в которую затем будут включены их компоненты. Проектируя таблицу, необходимо учитывать, что между ее столбцами, содержащими различные элементы документа, желательно оставлять пустые колонки шириной один-два пиксела. Делается это с целью избежать эффекта прилипания колонок друг к другу, наблюдающегося, когда между элементами web-страницы отсутствует горизонтальный отступ, что заметно портит внешний вид документа.

Создание верстальной таблицы - это, пожалуй, одна из наиболее сложных процедур при разработке нового проекта. Начертить таблицу безошибочно с первой попытки практически невозможно. Навык, благодаря которому web-мастер за несколько секунд рисует все необходимые строки и столбцы на глаз, приходит только с опытом. Здесь трудно дать какие-то конкретные советы, чтобы помочь начинающему дизайнеру. Научиться быстро проектировать верстальную таблицу для нового сайта можно только одним способом: загрузи- те несколько созданных другими авторами web-страниц во FrontPage Express, посмотрите, какие таблицы применяются ими для отображения данных документов, внимательно изучите их, после чего попытайтесь создать пару-тройку своих.

Для построения сложных таблиц можно применять вложение одной таблицы в другую: например, первичная таблица шириной 640 точек задает горизонтальное разбиение страницы, в каждую из ее ячеек вкладывается еще одна, равная ей по ширине невидимая таблица, обеспечивающая вертикальное разбиение. Та- кой подход позволяет дробить различные участки web-страницы независимо друг от друга, создавая, к примеру, в одном ее поле четыре вертикальные колонки различной ширины, а в другом - две, оперируя при этом различными параметрами вложенных таблиц в пределах одного и того же документа - размером пространства между колонками, толщиной границ и т. д.

После того как будут скомпонованы основные элементы документа и размечена невидимая таблица, у вас должен получиться примерный эскиз будущего сайта. Теперь настала очередь подготовки контента.

Сначала рекомендую набрать в любом редакторе все необходимые тексты, причем сохранять их лучше всего в формате plain text, то есть в файле с расширением.txt. Затем надо нарисовать в векторном редакторе (например, в Corel-Draw) необходимые графические элементы, экспортировать их в растровый формат, обработать в редакторе растровой графики (в нашем случае речь идетоб Adobe Photoshop), придав картинкам необходимый размер и разрешение, после чего по мере необходимости оптимизировать их с помощью специальных компрессоров или других аналогичных средств. Подробный рассказ о подготовке графических изображений пойдет в пятом уроке, пока же мы говорим лишь о последовательности действий.

Только после всех описанных выше процедур можно приступать непосредственно к сборке страницы: созданию ее макета в HTML-редакторе, написанию и окончательной отладке кода.

Поскольку дизайн всех документов, составляющих ваш будущий сайт, скорее всего, будет практически идентичным, в первую очередь рекомендуется создать так называемый шаблон. Шаблон представляет собой html-документ, содержащий невидимую таблицу, заголовок, все графические объекты, элементы навигации - иными словами, практически все, за исключением непосредственного информационного наполнения. Если впоследствии у вас возникнет необходимость включить в проект новый документ, вам будет достаточно открыть в html-редакторе готовый шаблон и импортировать в него текст и все необходимые иллюстрации. Советую разработать и сохранить на диске два различных шаблона: для информационной страницы и индексного файла. Когда страница будет готова, ее следует проверить на идентичность отображения в различных броузерах при различных экранных разрешениях и цветовых палитрах. Загрузите созданный вами html-документ в Microsoft Internet Explorer, установите значение цветовой палитры экрана равным 256 цветов, после чего последовательно измените экранное разрешение на 640x480, 800x600 и, на- конец, на 1024x768 точек. Посмотрите, не меняется ли компоновка страницы, не съезжают ли ее элементы относительно друг друга. Проделайте ту же процедуру для Netscape Navigator. Если никаких существенных изменений вы не за- метите, можно быть уверенным, что другие документы, созданные с использованием того же шаблона, с вероятностью 95 % будут отображаться столь же корректно.

В итоге последовательность действий по разработке web-сайта сводится к следующему несложному алгоритму:

  • Постановка целей и определение основных задач.
  • Создание списка будущих тематических разделов.
  • Разработка логической и физической структуры ресурса.
  • Подготовка эскиза дизайна, компоновки сайта, невидимой верстальной таблицы.
  • Подготовка текстовых материалов.
  • Подготовка графических материалов в векторной форме.
  • Экспорт векторных рисунков в растровый формат, оптимизация картинок.
  • Создание шаблонов web-страниц.
  • Сборка web-страниц и отладка кода.
  • Проверка идентичности отображения web-страниц с различным экранным разрешением и цветовой палитрой и в различных броузерах.

Модульность, возможность многократного использования и масштабируемость – это не только концепции программирования и разработки. Их также можно использовать при создании оптимизированных систем дизайна.

Атомный дизайн – это новая методология построения эффективных снизу вверх, построенная на аналогии с химией.

Вместо разработки коллекции веб-страниц, в концепции атомного дизайна сначала создаются простейшие компоненты интерфейса – атомы (кнопки, пункты меню и т.д.). Дополняется UI на четырех последующих этапах: молекулы, организмы, шаблоны и страницы .

Методология была разработана дизайнером Брэдом Фростом для создания успешных UI систем. Ей посвящена книга автора.

Атомный дизайн предлагает совершенно новый взгляд на дизайн интерфейса. В сегодняшней статье мы рассмотрим основы этой интересной концепции, чтобы вы могли составить о ней общее представление.

Иерархия атомного дизайна

Атомный дизайн – это ментальная модель восприятия веб-страниц как иерархии многократно используемых компонентов.

В нее входит пять стадий, каждая из которых состоит из групп компонентов предыдущей стадии: атомы, молекулы, организмы, шаблоны и страницы . Все они создают понятную и логичную систему дизайна интерфейсов.

Ниже мы рассмотрим каждую из стадий более подробно.

1. Атомы

Так же как и в химии, атомы – наименьшие неделимые частицы дизайна. Это базовые HTML элементы: кнопки, ярлыки, поля форм.

Конечно, не все HTML элементы являются атомами. Например, article и section не могут быть мельчайшими элементами веб-страницы.К атомам относятся и такие элементы, как , цвета, разрешения и другие CSS правила. По словам автора концепции “атомы наглядно демонстрируют все базовые стили”.

Пример

2. Молекулы

Молекулы состоят из группы атомов. Это следующая стадия иерархии атомного дизайна.

К молекулам относятся простейшие UI элементы, которые состоят из нескольких HTML компонентов: строка поиска или рекомендованные посты в правой панели.

Организация в молекулы дает атомам определенную цель. В группе они поддерживают и дополняют друг друга.

Например, заголовок (один атом) должен быть более заметным (иметь более крупный размер и толщину шрифта), чем имя автора (другой атом) в блоке с рекомендованными постами. В этом случае два атома работают сообща, “в команде”.

Пример

3. Организмы

Организмы состоят из групп молекул, атомов и иногда других организмов. В веб-дизайне организмы – это более сложные UI компоненты, которые представляют собой определенные секции страницы: хедер, боковая панель.

Организмы могут состоять из разных типов молекул. Например, боковая панель может состоять из строки поиска и различных виджетов. Или из одной и той же повторяющейся молекулы – к примеру, блоков постов. Также возможна комбинация этих вариантов.

Пример

4. Шаблоны

Следующая стадия иерархии атомного дизайна – шаблон. Здесь аналогия с химией заканчивается, чтобы сделать концепцию более доступной.

Шаблоны состоят из организмов. Это элементы страницы без финального контента. Цель шаблона – представить структуру будущего контента.

Шаблоны отражают взаимодействие атомов, молекул и организмов в контексте разметки. Это своеобразный скелет страницы.

Пример

Пример шаблона – дизайн домашней страницы со стандартными изображениями и блоками текста lorem ipsum. Атомы, молекулы и организмы находятся на своих местах, но со схематическим контентом.

5. Страницы

Страницы – последняя стадия иерархии атомного дизайна. На этом этапе шаблоны заполняются реальным контентом (текстом, изображениями, видео) и приобретают вид конечного UI.

Страницы позволяют дизайнерам тестировать готовый интерфейс, чтобы оценить его эффективность с точки зрения , доступности и других метрик.

Еще одна цель стадии страниц – создание вариантов шаблонов. При этом базовый шаблон остается прежним, но контент немного отличается. Например, если вы хотите показать разный контент разным группам пользователей (зарегистрированным и незарегистрированным) или один из заголовков гораздо длиннее других.

Использование вариантов шаблонов важно для создания последовательного и устойчивого пользовательского интерфейса. Все базовые элементы (атомы, молекулы, организмы) должны корректно и эффективно функционировать в разных сценариях.

Например, кнопка должна выглядеть кликабельной в любом окружении. Если она не кажется интерактивным элементом в конкретной версии, необходимо изменить дизайн этого атома и сделать его подходящим для всех версий.

Пример

Ниже представлен пример стадии страницы для сайта из предыдущего пункта. Выглядит совсем по-другому.

Чтобы создать эффективный UI, дизайнеры должны продумать все возможные изменения в реальном сайте. Также необходимо протестировать дизайн по разным вариантам шаблона.

Концепция атомного дизайна подразумевает создание интерфейса снизу вверх. Сначала прорабатываются простейшие элементы, на каждом последующем этапе они формируются в более крупные и сложные группы. В результате должна получиться целая система, состоящая из идеально организованных и связанных между собой элементов, – эффективный интерфейс.

Что еще почитать