Собираем качественный ЦАП уровня hi-end из недорогого набора. Обзор SMSL

Главное в нашем деле - взять верный старт! Я не обязан заботиться о выстраивании линейки продуктов от дешёвого ширпотреба до самого что ни на есть high-end"а. Поэтому могу позволить себе сразу выбрать понравившийся чип цифро-аналогового преобразователя и строить дизайн вокруг него. Итак, за основу был взят "мистический ЦАП" как его называют в Сети. Я не буду делать из маленькой микросхемы большого секрета, но давайте всё же для начала сохраним интригу.

Построить хороший ЦАП для себя любимого я собирался ещё с прошлого столетия, но как-то всё руки не доходили и более приоритетные задачи брали верх. И вот тут-то мне на радость появился заказчик, с одной стороны способный оценить хороший звук, с другой же стороны - согласный мириться с некоторым уровнем "самодельщины" в законченном устройстве. Естественно я приложу все усилия, чтобы мои клиенты остались довольны своим выбором. Что теряют мои "pre-production" изделия по сравнению с серийными аппаратами раскрученных брендов - так это:

  1. часть монтажа выполнена паутинкой на "слепышах", а не на печати, что положительно отражается на качестве звука, но, увы, не будет доступно в серийных образцах;
  2. я не экономлю на мелочах типа сетевого фильтра или шунтирующих ёмкостей, в чём, кстати, не раз доводилось уличать всеми признанные авторитеты;
  3. "брэнд" мой ещё не слишком широко известен в узких кругах 🙂

На старт, внимание...

С чего начать? Правильно, лучше всего с готового устройства, пусть даже и простенького, но содержащего ключевые компоненты. В Китае за US$ 50 был приобретён неплохой в общем-то набор для самостоятельной сборки ЦАП. Как я уже , китайский экономический гений не отличается особыми техническими талантами, так что всё в том наборе было по-минимуму, в точности по datasheet"ам. Разве что питание создатели набора выстроили, как им казалось, прямо-таки очень качественное: навтыкали "КРЕНок" гирляндами. Зато к наборам прилагались весьма сообразные R-core трансформаторы.

На данном этапе не стояла задача как-то особо управлять цифровым приёмником или ЦАП"ом, поэтому жёстко зашитая минималистская цепочка S/PDIF->I2S->DAC меня вполне устроила.

Сознательно не стремился найти ЦАП с USB входом. Причина простая: компьютер фонит очень сильно и пускать весь этот мусор в аудио-аппарат нету никакого желания. Конечно, есть методы, но мне до сих пор так и не попалось ни одного ЦАП с грамотной развязкой USB входа (аппараты за 1К зелёных и выше, а так же изделия российских аудио-"левшей" не в счёт).

Считаю необходимым отметить, что несмотря на все мои придирки к схемотехнике и т.п., качество исполнения печатной платы просто отличное!

Берём контроль над ситуацией в свои руки

В документации на ЦАП в одном месте написано, что ножку аналогового питания надо зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. На схеме нога 18 именно так и зашунтирована.

Чуть дальше в том же документе сказано, что вход на ножке 17 желательно зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. Разработчик поступил в полном соответствии, исполнительный товарищ, просто молодец!

Ещё в одном месте документации сказано, что 17 ногу можно завести прямиком на аналоговое питание. Что и видим на схеме 🙂

Что самое забавное, не только в схеме, но и на печатной плате всё так и разведено: с двумя электролитами и двумя конденсаторами по 0.1мкФ, с коротышом прямо между 17 и 18 ногами чипа (дорожка к конденсаторам от 17 ноги уходит под корпус микросхемы):

Всё пришло именно таким вот грязненьким с завода. Как я это отмывал - отдельная история 🙂

Для особо любопытных: шаг ножек корпуса микросхемы - 0.65мм.

У друга моего Вадича-Борисыча попалась мне как-то ВКонтакте шикарная картинка: "сопротивление бесполезно ". Вот, навеяло, оно тут так же бесполезно, как дублированные шунтирующие конденсаторы на схемке выше, перерисовал "схему" специально для Вас:

Мне же необходимо было управлять тем, что происходит на 17-й ножке. Пришлось резать по живому. Хорошо ещё не под чипом завели перемычку - перспектива отпаивать одну ножку SSOP корпуса как-то не радует.

Посредственность - за борт

Какой цифро-аналоговый преобразователь обходится без операционных усилителей?

Правильно, только качественный ЦАП . Так что скромный фильтр на NE5532 я просто не стал напаивать. Может и стоило, чтобы было что послушать для сравнения и удостовериться, насколько неубедительно играют глубокие петлевые ООС... Но у меня уже есть CD-проигрыватель от маститого производителя, который очень старательно отыгрывает весьма посредственный звук ОУ, хоть и спрятанных за звучным названием HDAM и упаяных в экранчики. Да и других подобных "образцов" достаточно.

Учиться, учиться, и... думать!

Пожалуй на всех без исключения ЦАП от производителей из "поднебесной" наблюдаю одни и те же паровозы из "КРЕНок" (фото справа не моё, выловлено в Сети). Включая веером последовательные стабилизаторы напряжения разработчики, очевидно, пытаются добиться лучшей развязки по питанию и уменьшения проникновения помех из цифровой части в аналоговую. К сожалению, в массах отсутствует то, что я называю "токовым мышлением" в схемотехнике. На самом-то деле всё просто и... немножко грустно.

Посмотрите на какую-нибудь LM317 со стороны выхода. Наверняка найдёте 10мкФ электролит и ещё немного мелких емкостей. Теперь давайте прикинем постоянную времени в этой цепи: достаточно заглянуть в datasheet и убедиться, что выходное сопротивление "кренки" весьма невелико, чего и добивались разработчики интегрального стабилизатора. Точно считать, честно признаюсь, сейчас лень, но помехи с частотами скажем от 100КГц и ниже кренка "видит" прямо на своём выходе, сиречь управляющем электроде и, как её и спроектировали - передаёт эти пульсации "наверх по команде", старательно пытаясь удержать напряжение на своём выходе.

Колебания тока попадают на выход более высоковольтного стабилизатора. Следуя той же логике всё ещё достаточно высокочастотные изменения тока практически беспрепятственно гуляют по всей цепочке стабилизаторов. И свистят и шумят на всё окружение.

Единственное рациональное зерно в применении двух линейных стабилизаторов подряд я вижу лишь в том, что маленькие точные стабилизаторы обычно не переносят высоких входных напряжений, а наборы для само-сборки ЦАП"ов часто попадают в руки паяльщиков-такелажников, которые нередко даже не утруждаются заглянуть в доки на применённые компоненты. И наборы те по-прежнему должны работать...

Распространение достаточно высокочастотных помех легко предотвратить добавив в схему... обыкновенных резисторов. Простые RC фильтры по входу линейных стабилизаторов обеспечат прекрасную развязку ВЧ пульсаций в обе стороны, резко сократив "расстояние" по схеме, докуда доберутся броски тока (включая и "земляной" провод!)

Так что питание претерпело серьёзные изменения на плате. Увы, не обошлось без пары перерезанных дорожек и навесного монтажа.

Иногда маленький резистор много эффективней, нежели большой конденсатор:

Относимся с уважением к наследию предков

Вместо тупого моста ставим супер-быстрые диоды в выпрямитель, что ощутимо снижает "удары" тока в моменты запирания диодов. Этот приём достаточно популярен и вполне осмыслен, так что воспользуемся им и мы:

Кстати, именно непонимание того, как развязать линейные стабилизаторы по ВЧ и приводит дотошных разработчиков к тому, что на каждый блок схемы начинают ставить отдельный трансформатор. Другое весьма популярное, но тоже затратное решение проблемы последовательных стабилизаторов: использование связок источник тока - параллельный стабилизатор. В данном случае с развязкой всё в порядке, только вот мощности рассеивать приходится с немалым запасом.

Не будем требовать слишком много от "кита"

Для описания серии экспериментов с различными стабилизаторами нужна отдельная статья. Здесь лишь отмечу, что к чести разработчиков из Поднебесной, выбранный ими LDO стабилизатор lm1117, возможно, наилучший вариант из серийно выпускаемых и относительно доступных интегральных стабилизаторов. Всякие 78ХУ, LM317 и иже с ними просто отдыхают из-за несообразно большого выходного импеданса (мерял на 100КГц). Увы, в ту же корзину пошли и прецизионные LP2951. Чуть лучше ведёт себя TL431 в схеме шунтирующего стабилизатора, но там своя история: TL431 бывают очень разные, в зависимости от того, кто их делал. 1117 выигрывает с большим опережением. Увы, он же оказывается и самым шумным стабилизатором. Урчит, пищит и с нагрузкой и без.

Пришлось собирать стабилизатор самому, на дискретных компонентах. Всего из двух скромных транзисторов, следуя идеологии HotFET, удалось "выжать" всё то, что в интегральном исполнении требует десятков транзисторов и всё одно не дотягивает. Конечно, для обеспечения работы "сладкой парочки" потребовалось ещё несколько активных компонентов... но это опять уже совсем другая история.

Интересный результат макросъёмки: невооружённым глазом не заметил, что плата не до конца отмылась от флюса .

Полимеры правят балом

Последней доработкой, направленной на достижение наиболее верной передачи звука, стало "выглаживание" питания.

В критических местах были заменены обычные (пусть и неплохие ChemiCon) алюминиевые электролиты из набора - на твердотельные алюминиевые Sanyo OS-CON. Поскольку собирал два одинаковых набора в параллель, была возможность устроить "А/Б" тестирование. Разница на грани слышимости, но она есть! Без сигнала с обычными электролитами, на (очень) большом усилении, в наушниках присутствовало некое "шумовое пространство". Полимерные электролиты переносят нас в абсолют.

Sanyo OS-CON - фиолетовые бочонки без надпила на крышке.

Не хочешь думать головой - работай руками

Практически на всех платах и наборах ЦАП с применением цифрового приёмника CS8416 китайцы ставят тумблер, чтобы пользователь мог выбрать между оптическим и медным входом S/PDIF (фото справа - типичный пример, выловленный в Сети). Так вот: не нужен там переключатель, микросхема приёмника вполне может слушать два входа безо всякой помощи извне, будь то грубый тумблер или мудрый микроконтроллер.

Делюсь с Вами трюком, подсмотренным на демо-плате от самих Cristal Semiconductor. Достаточно подключить к примеру медный S/PDIF к RXN, а выход оптического TOSLINK приёмника - к RXP0.

Надеюсь, не надо объяснять, как такое работает? 😉

Даже в референтном дизайне фирмачи напахали, забыли-таки шунтирующий конденсатор в питании TORX 🙁

Экономия или безграмотность?

Очень полезно бывает почитать документацию производителей, особенно тех, что делают те самые микросхемки, на которые потом молются аудиофилы. Раскрываю самый секретный секрет: reference design board, evaluation board и тому подобные "пробнички" от производителей обычно содержат в себе примеры грамотного применения тех самых микросхем. Причём покупать все эти платы совсем не обязательно, да и ценники на такие "образцы" бывают самые разные: и 50, и 400, и за тысячу зелёных могут перевалить. Но, дорогие мои разработчики, документация на все эти платы выложена в открытом доступе! Ладно, хорош поучать.

Итак, чего недочитали китайцы, или на чём они сэкономили: скромные шунтирующие керамические конденсаторчики в 1000пФ в параллель к 10мкФ и 0.1мкФ. Казалось бы - зачем, ведь такими емкостями мы шунтируем частоты от десятков мегагерц и выше. Аудио-диапазон принято считать до 20кГц, ну до сотни кГц. Но цифровую-то часть в цифро-аналоговом преобразователе никто не отменял. Так вот именно помехи на десятках мегагерц беспрепятственно гуляют по недорогим самостройным ЦАП"ам, заставляя дрожать в страхе все PLL и создавая тем самым идеальные условия для возникновения наводящего ужас ДЖИТТЕРА.

Ещё один популярный способ сэкономить на спичках

Подавляющее большинство производителей как источников цифрового аудио-сигнала, так и цифро-аналоговых преобразователей экономят 30...50 центов на каждом устройстве. Расплачиваемся за это мы, пользователи. Подробности читать .

Какой high-end без ламп?

Веселят меня полчища tube-DAC и tube-headphone-amplifier"s в ценовом диапазоне от полутора сотен до сотен долларов, наводнившие рынок в последнее время. Видать нравится народу, как шипит и искажает лампочка при 15...24 вольт анодного. Впрочем, разбор всех болячек подобных ЦАП"ов и псевдо-ламповых усилителей для наушников - тема для отдельной статьи, да не одной.

(фото справа для примера, у меня такого лампоцапа нет)

Богатая тема. Я тут лишь по верхам пробежался, аналоговую часть вообще не затронул. А уж как интересно бывает развести правильно "землю" или организовать простое и при том удобное управление аппаратом. И чего стоят одни аттенюаторы - их ведь можно выбирать разного сопротивления, строить по разным топологиям, включать в разных частях тракта. Согласование источников с нагрузкой - очень, очень интересный, знаете ли, вопрос!... Но на сегодня пора мне уже закругляться.

BOM, или Bill of Materials

Конечно, пятьюдесятью долларами дело не ограничивается. Керамические конденсаторы из набора были заменены плёнкой. Диоды Шоттки, качественные электролиты, да много ещё чего пришлось добавить, не говоря уже о корпусе. Ну и, конечно, мой усилитель HotFET: всего 2 (два) каскада усиления от выхода ЦАП до наушников или выхода на усилитель. Ни много ни мало, а только в самом усилителе 32 транзистора насчитал в стерео варианте. Да транзисторы все - JFET"ы да depletion MOSFET"ы. Никак в полтинник зелёных не укладываюсь даже по комплектующим 🙂 Причём заметьте, это безо всякой аудиофильской эзотерики. Ну да на этот счёт у меня тоже есть своё мнение. Ведь есть же люди, считающие, что поставив "правильные" компоненты - любую схему можно заставить звучать. Если Вы, дорогой читатель, из их рядов - научите, я прислушаюсь, поспорю, отслушаю и расскажу всем о своих опытах прямо на этом сайте.

Так где же обещанная халява???

Друзья, эта статья - просто размышления, заметки на полях, была написана по горячим следам переделки китайскоЦАПа. Сам я больше в такую авантюру ни за что не ввяжусь: хоть и получилось неплохо, но обошлось слишком дорого по времени и по затраченным усилиям. И никому не советую. Когда разбирался с тем набором - яд просто сочился, что и отразилось в статье 🙂 Прошу прощения за слегка надменный стиль изложения, и ежели не оправдал ваши ожидания и не предложил раздачу почти бесплатных хайендных цапов населению 😉

Если же Вам было интересно - дайте знать, пожалуйста. Материала в закромах ещё много, а вот силы, мотивацию публиковать да оформлять всё это дают в основном отзывы, комментарии моих читателей.

Сразу три модели. Для разных целей.

В мире современной электроники “секрет фирмы” сохранить сложно, ясно только одно – встроенный ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) и звуковой чип в вашем Macbook, iPhone или другом плеере не поддается замене или апгрейду. Ведь музыка хранится в цифровом формате , а наушники и колонки воспроизводят аналоговый сигнал. Что делать? Добавить между сигналом от плеера и вашими наушниками или акустикой еще одно качественное промежуточное звено!

Производственные мощности именитых Hi-Fi брендов находятся в Китае, так что не стоит удивляться “восточному” происхождению собственных китайских аудиобрендов как Fiio , так и S.M.S.L – это китайские производители, чьи товары тем не менее известны по всему миру. Название компании – акроним от полного Shenzhen ShuangMuSanLin Electronics Co.

Начала свою работу компания в 2008 году, в городе Шэньчжэне, а теперь их продукцию можно найти на рынке 30 стран, в самом же Китае работает сеть из сотни фирменных магазинов. Любопытно, что S.M.S.L это только один из брендов, под которыми выпускается продукция Shenzhen ShuangMuSanLin Electronics Co., но самый известный и популярный. В частности под брендом SMSL выпускают как полноценные ЦАП’ы и полноразмерные ресиверы, так и усилители для наушников, ключевыми требованиями к которым остается портативность, эргономичность и качественный звук. И опережая события заявлю, что эти ребята меня удивили.

Передо мной два устройства от SMSL, полностью решающие проблему улучшения качества аудио. И третье – для совсем гиков от музыки и сторонников домашних кинотеатров с хорошим звуком. Три шеньженьских всадника апокалипсиса Hi-Fi – iDol , M-3 и A2 . Есть четвертый, пятый и другие, но сегодня заехали только эти ребята. И все они стоят своих денег.

В Китае научились делать хорошие упаковки. Не просто хорошие, а еще и интересные. Вот, посмотрите на первого и самого маленького – iDol .

Внутри небольшая коробка почти из бересты, а в ней металлический корпус миниатюрного предусилителя для наушников – русская душа радуется такому сочетанию. Оригинально!

Карманный iDol и универсальный M-3

Что тут у нас? Не самый ли портативный DAC из тех, что я видел? SMSL iDol размером с пульт на вашей проводной гарнитуре и при этом с серьезной начинкой.

  • КГИ+Н: ≤0,003 %
  • Соотношение сигнал/шум: 105 дБ
  • Выходная мощность на наушники: 100 мВт + 100 мВт (32 Ом @ 0,1%)
  • Выходы: на наушники, оптический
  • ЦАП: PCM5122

Усилитель легкий настолько, что даже по сравнению с современными смартфонами его вес в кармане не различим. Полноценный ЦАП, который подключается к Android смартфонам и любому компьютеру посредством USB. А десктопная версия SMSL M-3 заработала и с мобильными устройствами (небольшой лайфхак далее).

iOS-гаджеты обделили, несмотря на “i” в названии. В комплекте с предусилителями есть только кабель с USB A и microUSB. Стив, ну как же так? Впрочем, с переходниками на Lightning поэкспериментировать не удалось. Оставим место для надежды в сердце!

Работают iDol и M-3 с Android 4.0 и выше, Windows, MacOS и Linux (сейчас счастливо вздохнуло примерно три человека, читающих эту статью).

Под MacOS все идеально, с ней и тестировались все ЦАПы.

Все подхватывается на лету, никаких багов, треска (как с некоторыми внешними USB-аудиокартами) и проблем нет.

Единственное, что стоит отметить – уровень громкости при подключении не регулируется системой, а только кнопками на предусилителе.

Звук. Вы же этого ждете? Кратко – он лучше аудиовыхода всех версий Nexus, стандартного выхода Macbook Air, Pro и, понятное дело, Windows-ноутбуков. Чем лучше? Как будто взяли и выкрутили ручку Drive, смахнули пыль с ваших аудиофайлов из Apple Music или iTunes Match и хорошенько прогрели ваши наушники. И 55Ом-ные наушники и с сопротивлением 250Ом малыш iDol раскачивает по полной.

Громкости достаточно, звук плотнее, ярче и драйвовее. Любимые треки звучат на нём просто отлично:

Сцена по сравнению с профессиональным интерфейсом от Emu или Asus Xonair Essense One и у iDol и M-3 чуть уже и плотнее собрана в центре.

Звук, словно дополнительно окрашен, но он не “теплый ламповый”, а яркий и цепляющий.

В чем основное отличие SMSL M-3 . Этот предусилитель и ЦАП позиционируется как десктопная версия. Но он более чем мобилен по размерам (сравнивая с парой предусилителей для iPhone “на резинке”) и как уже отмечено выше – есть лайфхак. Берем внешний аккумулятор с USB, подключаем его в DC In , а в Input 1 смартфон или планшет.

К тому же M-3 не “ест” аккумулятор смартфона как iDol . В остальном, разница в количестве входов/выходов и немного в начинке и характеристиках.

  • Уровень выходной мощности: 1,9 Vrms
  • КГИ+Н: <0,006%
  • Соотношение сигнал/шум: >107 дБ
  • Динамический диапазон: >112 дБ
  • Разделение каналов: >105 дБ
  • Входы: USB, коаксиальный, оптический
  • Выходы: аналоговый 2 x RCA, на наушники

Домашний питомец SMSL A2

Третий предусилитель уже не ЦАП, а вполне серьезная, хоть и небольшая база для домашнего кинотеатра или акустической стереосистемы. SMSL A2 совсем не портативный и у него есть внушительный блок питания.

40 Вт на канал и выход для сабвуфера – начинающему киноману и аудиофилу достаточно. Только инструкцию обходить не рекомендую, здесь есть несколько нюансов по настройкам. Тут можно переключится между входами при помощи кнопки на передней панели устройства, присутствует встроенный эквалайзер, позволяющий регулировать низкие и высокие частоты.

  • Выходная мощность: 2 x 40 Вт @ 4 Ом
  • Соотношение сигнал/шум: >90 дБ
  • Перекрестные помехи: < -90 дБ
  • Диапазон частот: 20 - 20.000 Гц (± 3 дБ)
  • Сопротивление колонок: 3 - 16 Ом
  • КГИ+Н: <0,05 %
  • Входы: 2 x RCA; 3,5 мм

По звуку этот предусилитель понравился больше. Хотя и полноразмерная акустика ве таки посерьезнее наушников. От классики, до фирменных завываний Тома Йорка и ремастеринговой версии сборника почему-то вспомнившегося Билли Айдола – все звучат хорошо.


Добрый день:)

Сегодня, аудиоЦАПы не делает только ленивый. Промышленными, полупромышленными и совсем кустарными изделиями завален весь интернет.


Так как мы не ленивые, то тоже хотим сделать что-нибудь свое. И сейчас, пусть неторопливо, но, тем не менее, целеустремленно двигаемся в этом направлении.


Среди прочих задач нам предстоит решить вопрос подключения ЦАПа к компьютеру. Вариантов много, но нас, в первую очередь, интересует подключение через USB с использованием специализированных микросхем.

Конечно же, можно изготовить свой "USB контроллер" на микроконтроллере. Или собрать на ПЛИС. Эти варианты мы прорабатываем. Но они значительно более сложные и долгие, А нам так хочется собрать что-нибудь как можно быстрее:).


В своих поисках специализированных микросхем мы наткнулись на описание чипа SA9027. По сути это простой готовый USB аудиоконтроллер. Он берет на себя всю работу с USB. Общается с ПК, получает от него аудиопоток и передает по интерфейсу I2S на ЦАП... Микросхема поддерживает прием и обработку аудиопотока с частотой дискретизации до 96 КГц и битностью до 32 бит. Нам она должна подойти.


Для принятия окончательного решения я решил познакомиться с микросхемой лично и провести в ее компании несколько бессонных ночей: посмотреть режимы, "пощупать" сигналы, подключить к ней какой-нибудь ЦАП...

Брать голый чип не захотели. Пришлось бы сразу разбираться со схемой включения, разводить и изготавливать плату, решать другие вопросы... А мне этого сейчас не надо. Все, что я хочу - посмотреть, что микросхема умеет. Поэтому решили взять готовое устройство.

На бескрайних просторах нашей Родины ничего подходящего не нашлось, и мы обратили свой взгляд на восток. Алиэкспресс, как обычно, не подвел и предложил купить недорого то, что нам было нужно.

Заказали... Продавец, таможня и почта России в этот раз сработали просто блестяще, и через 12 дней посылочка уже была у нас.

Вот что мы получили:

Примечание: по-моему надпись "USB HIFI AUDIO DAC" на всю крышку смотрится так же как смотрелась бы на бутылке пива большущая надпись "БУТЫЛКА ПИВА"....

А вот его внутренности:

Устройство собрано на двух микросхемах. Одна из них - USB аудиоконтроллер, вторая ЦАП. В роли ЦАПа выступает чип ES9023P. А USB аудиоконтроллер как раз тот, который нам и нужен - SA9027:

Как я уже написал, ЦАП куплен нами исключительно для экспериментов. В нем нас интересует только микросхема SA9027. И все же, прежде чем его потрошить и переделывать, мы решили удовлетворить свое любопытство и, хотя бы совсем поверхностно, посмотреть, что купленный девайс умеет.

Внимание: все дальнейшие результаты измерений носят исключительно ознакомительный характер. Измерения проводились без должной подготовки, мимоходом, с помощью ПК и звуковой карты. Использованная звуковая карта первая попавшаяся. Соединительные провода также случайные и ловят сетевую помеху (проявляется в виде пиков на гармониках промышленной частоты). Так как меня интересует только уровень и спектр искажений, то уровень шума уменьшил путем усреднения измерений.

В первую очередь я провел измерения для звуковой карты с замкнутым входом:

После этого подключил ЦАП и выдал через него синус 1 КГц, амплитудой 1.5 В

Примечание: пики на частотах кратных 50 Гц - это наводки на измерительный провод. К ЦАПу отношения не имеют. А вот гармоники сигнала 1 КГц - это уже его творения.

Результат неплохой. Особенно если учесть цену девайса. Уровень гармоник низкий. Но хвост длинный. И вообще, производитель микросхемы ЦАПа обещал лучших результатов).

А теперь несколько слов о вреде керамических конденсаторов

Не все искажения, которые видны на предыдущем рисунке, созданы микросхемой ЦАПа. Часть из них сгенерирована в пассивных компонентах схемы. В мои планы не входит доводить этот ЦАП до ума. Я хочу его распотрошить. Но прежде проведем маленький эксперимент.

Аудиовыход ЦАПа построен так:


В принципе ничего необычного. Развязка по постоянному напряжению и фильтр, обрезающий ВЧ-составляющие в выходном сигнале. Не будем обсуждать номиналы и частоты настройки. Меня больше заинтересовал тип конденсаторов С23 и C20. Они были керамические...

Керамические конденсаторы очень любят генерировать искажения. В зависимости от материала эффект может проявляться в большей или меньшей степени, но, по моему опыту, он есть всегда.

Сделал пару доработок:

Спектр стал значительно чище. Хорошо видно, что резко снизился уровень гармоник, начиная с третьей. Вполне логично предположить, что их источником были те самые керамические конденсаторы...

Общеизвестный вывод: керамику не стоит использовать в аудиоцепях.

Вроде бы это уже давно известно, но почему-то опять и опять попадаются вот такие конструкции. Стоит заметить, что таким образом керамику используют не только в недорогих "китайских" устройствах....

Вот такие результаты. Теперь впереди множество экспериментов с подключением собственного ЦАПа, прикручиванием МК для управления и т.д... Все это будет чуть позже.

С уважением, Константин М

Приглашаю в гости, посмотреть все самое новое и интересное:) Буду рад общению) :

Что еще почитать